Театр Амбассадор в Дублине полон народу. На сцене — Foo Fighters, неутомимая команда Дэйва Грола (Dave Grohl), которая представляет свой четвертый по счету альбом «One By One». Запись альбома явно затянулась, да еще целый год ушел у Грола на судебные баталии с «кобейнихой» Кортни Лав, которую бесила любая незаконная (неоплаченная?) попытка исполнения песен Курта.
Концерт удался на славу, и уже первая вещь «All My Life» настроила фанатов на серьезный лад. Неповторимый вокальный стиль Грола, ровные гитарные партии Криса Шифлетта (Chris Shiflett), энергичная игра барабанщика Тейлора Хоукинса (Taylor Hawkins), классические басовые запилы Нэйта Мэндела (Nate Mandel) сделали свое дело: народ не только получил положенную ему дозу адреналина, но и вспомнил старые добрые времена, когда жив был еще их любимец Курт Кобейн. Новая песня «Tired», исполненная в этот вечер, стала, по словам самого Грола, «экскурсом в травмирующую, но весьма романтическую юность. Сам Курт был бы не прочь ее исполнить».
Шоу длительностью 1 час 45 минут пролетело как одно мгновение. Выход «на бис» — и кто-то громко требует у Грола… обнажить его волосатую грудь. «Я что — должен демонстрировать свои сиськи каждый вечер, как Кортни Лав?» — возмущается Дэйв. В этот вечер Foo Fighters показали, что они гораздо круче, чем Korn, Limp Bizkit, и Linkin Park вместе взятых. Что группа полна сил и готова двигаться дальше от песни к песне, от альбома к альбому — к превеликому удовольствию своих верных фанатов. А теперь предоставим слово самим участникам этой команды — фронтмену Дэйву Гролу и ударнику Тейлору Хоукинсу.
Годы идут, и вам, наверное, все труднее меняться, ибо менеджмент, лейбл и публика предпочитают, чтобы вы оставались теми же?
Дэйв: Ничего подобного. У нас, как раз, есть та свобода, какой нет ни у одной другой группы. У нас собственная студия, своя фирма и надежные источники распространения. Конечно, и фирма, и менеджмент могут выразить свое мнение по поводу нашей работы, но последнее слово — все-таки за нами. Таким образом, мы выпускаем музыку, которая нравится нам самим и которую мы сами не прочь послушать. Но запомните: я всегда был против того, чтобы прыгать выше собственной головы. Весьма здорово бросать вызов публике, но очень глупо отвращать ее от своей группы. Мы лучше будем бросать вызов самим себе, и это позволит нашей группе всегда оставаться свежей, интересной и веселой. И пускай мы еще не создали «Белый Альбом» или «Сержанта Пеппера» — кто знает, может быть, они скоро у нас появятся?
Тейлор: Главное не в этом, а в том, что мы переписывали эту пластинку дважды. Каждую песенку, да еще и добавили несколько! И наш менеджер Джон Сильва (John Silva) не только не мешал, а еще и подначивал: «Давайте, вытрахайте эту пластинку, вытрахайте ее так, как вам хочется!»
Дэйв: Я уже 12 лет работаю с Сильвой, он еще у NIRVANA менеджером был. Очень его уважаю — и музыкальный вкус, и чутье бизнесмена. Он сказал нам: «Если вы знаете, чего хотите — идите и делайте это, и не беспокойтесь о синглах, думайте о создании великого альбома!» И мы пошли в студию, и сделали то, что никогда не делали до этого.
А зачем вы переписывали альбом дважды?
Тейлор: Вначале мы сделали… миллиондолларовое демо. Старались все довести до совершенства, и нам это удалось. Угрохали кучу денег и энергии, а в результате получили нечто святое, безжизненное… Да, наша первая запись была хороша, очень хороша, и если б нам вздумалось ее выпустить, мы бы потом долго получали комплименты. Но мы слишком чувствовали эту безжизненность, и решили немного отдохнуть. А потом вернулись с целью переписать 4-5 песен… и за 3 недели в разных студиях переписали практически все. На альбоме есть песня «Low», моя любимая. В ней — все мои молитвы: «Спасибо Господу за этот перерыв, за то, что Дэйв временно ушел играть в Queens Of The Stone Age, спасибо за все!»
Это еще раз доказывает, что рок-н-ролл больше подчиняется инстинкту, чем логике…
Тейлор: Тут — совсем другое дело. Тем, что мы достигли, мы обязаны нашему продюсеру Нику Расскелленексу (Nick Russkellenex). Это очень веселый парень, он на все вопросы и предложения отвечает: «Kick-ass». Так мы его и прозвали. Он — громадный фанат нашей группы и каждого из нас по отдельности. Никогда не подгоняет: «Вы должны сделать это так-то и так-то!» Он просто говорит: «Как вы думаете, мы можем сделать из этой вещички нечто убийственное?» Работа с Ником была похожа на джем-сейшн, и это — прекрасно!
Как сказалась на творчестве группы смена гитариста?
Дэйв: Каждый музыкант приносит в творчество группы что-то свое. Одна из причин, по которой мы взяли Криса Шифлетта — это то, что он прошел через те же тернии, что и мы: панк-рок, гастроли с минимумом удобств и т.д. Кроме этого, Крис — чудесный гитарист, его игра прекрасно связывает все то, что делаем мы: Тэйлор, Нэйт и я.
Есть ли в песнях какая-то определенная тема, связывающая весь альбом?
Дэйв: Вся лирика для альбома была написана в двухмесячный период. Процесс написания был спонтанный, типа: «OK, пришло время для записи вокальных партий, что бы нам такое спеть?» — Отыскиваешь в студии пустынный уголок, и, наслаждаясь гребаной тишиной, садишься работать. Пишешь песню, другую, и забываешь об их существовании. Тогда я не осознавал, что между песнями может быть какая-нибудь связь. А потом послушал весь альбом, и понял, что между «All My Life» и «Comeback» прослеживается четкая линия: трудное зарождение любви и наконец, чувство ее обретения, успокоения в любви. Я чертовски романтичен…
Значит, ты — из тех, кто пишет скорее по требованию, чем тщательно вынашивая идеи?
Дэйв: Да, у меня нет никаких блокнотов, записных книжек и т.д. По натуре я — лирик, и писать стихи для меня — это все равно как соединять слова в бесконечном «паззле», пытаясь найти единственное верное сочетание. Это жуткий геморрой. Я ненавижу, ненавижу писать стихи к песням, хотя лирика на этом альбоме — самая любимая из того, что я когда-либо делал.
А что тебя больше привлекает — быть барабанщиком у Queens Of The Stone Age или фронтменом собственной группы?
Дэйв: Драммер — фундамент любой команды, на его игре лежит большая ответственность. Мне нравится эта роль — быть гребаным покровителем всей группы, которая без меня — никуда! В то же время, и фронтменом быть чертовски привлекательно: ты стоишь перед целой аудиторией и заставляешь ее прыгать, петь, смеяться. Ни один из видов моей деятельности не является главным, для меня это — две стороны одной медали. Когда я барабаню — скучаю по пению, а когда пою — тоскую по барабанам.
Собираешься ли ты и дальше сотрудничать с Queens Of The Stone Age?
Дэйв: Да, они — из тех ребят, к которым можно вернуться как ни в чем не бывало или через месяц, или через пару лет, и что-нибудь замутить вместе — запись в студии или совместное шоу. Но Foo Fighters для меня все-таки более важны. С Queens Of The Stone Age я как бы отдыхал, понимаешь? A Foo Fighters — моя семья, мой дом, мой ребенок, наконец. Я могу уйти ненадолго и работать на стороне, но потом опять возвращаюсь в свою группу. А тут еще — последний альбом, самый лучший из тех, что нам удалось создать. Я счастлив играть на концертах в его поддержку, счастлив давать интервью и до бесконечности говорить о нашей работе. Я хочу, чтобы весь мир слышал, как я горд тем, чего мы достигли.
Дэйв, расскажи о своей работе над альбомом Дэвида Боуи «Heathen».
Дэйв: Это было полгода… нет, несколько лет назад. Дэвид просто позвал меня сыграть для него на гитаре, и я согласился. Помню, Боуи писал стихи на блокнотных листках и разбрасывал их по всему полу. Песня называлась «My Face» и там были строчки: «Я — ничто без моего лица». А когда Дэвид закончил писать стихи, он нарисовал свой портрет — тоже на блокнотном листке. Эти листки по окончании работы так и остались валяться на полу, словно спрашивая: «Ну, кто нас первый схапает?» Схапал их, естественно, я, и подарил своей сестренке — она огромнейший фанат Боуи.
Легко ли тебе общаться со звездами такого масштаба?
Дэйв: Знаешь, кроме благоговения перед звездами, существует еще такая штука, как братство музыкантов. Когда мы записывали песню «Tired» вместе с Брайаном Мэем, я это особенно почувствовал. Никто не лучше и не хуже тебя, и именно поэтому мы собрались здесь в студии вместе. Потому что мы — мастера своего дела, ты понимаешь, о чем я говорю? Не стоит задаваться вопросом: «Почему я в студии со знаменитым Боуи, когда мне всего 27 лет?» Это — просто судьба.
А с кем бы тебе еще хотелось сыграть?
Дэйв: О, этот список бесконечен! Я хотел бы записаться с Джимми Пэйджем, а еще — с гребаным Снупом Доггом. Работа со звездами неплохо снимает налет со всего того, чем они занимаются. Это похоже на то, что ты вдруг встречаешь девушку, которая кажется тебе просто чудом. А потом, пообщавшись с ней некоторое время, ты понимаешь, что не такое уж она и «божество», раз связалась с таким болваном, как ты…
Как сказываются на твоей творческой активности жизненные проблемы?
Дэйв: Они уже не волнуют меня так, как это было полгода назад. Я отбросил их, они кажутся мне чепухой. Все это дерьмо не имеет ничего общего с музыкой. Я должен делать то, что делаю, несмотря ни на что.
А как ты реагируешь на группы, копирующие друг друга?
Дэйв: Никуда от этого не деться. Группы 80-х годов возникли на фундаменте, возведенном командами из 70-х, а те, в свою очередь, были взращены бурными «шестидесятыми». Мне хотелось, чтобы те музыканты, у кого есть сердце и драйв для сочинения музыки, были честны перед собой и ответственны перед публикой. Не скажу, что мне нравится все, что происходит сейчас в музыкальном мире: кое-какие диски я бы никогда не поставил на свой проигрыватель. Есть музыка, которая стоит многого, а есть — которая ничего не стоит. Есть люди понимающие и не очень. Я не хочу выступать «мировым судьей» над современной музыкой: в конце концов, все сказанное мной — это мое личное мнение.
Конечно, дерьма среди современной музыки достаточно, да и плагиата — тоже. Кое-кто стремится любым путем срубить как можно больше деньжат. Мне же кажется, что главное в музыке — это творчество и попытка создать нечто, непохожее на других. Надеюсь, что со временем люди поймут и оценят это. Я же лучше буду делать что-то свое, чем чувствовать вину, что «содрал» у кого-то написанное ранее.
Ты оптимист, или пессимист?
Дэйв: В музыке — полный оптимист. В жизни… пожалуй, тоже. Пессимисты, как правило, очень несчастны: жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в гребаных стенаниях по поводу несовершенства оной. Гораздо лучше искать положительное во всем, что я периодически и делаю.
Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉
Оставить комментарий