Если вы еще не слышали этот трек от Бристольского трип-хоп трио Portishead, вы должны сделать это немедленно. «Glory Box» — заключительная композиция с их альбома Dummy, 1994 года, получившего награду Mercury. Этот релиз взорвал музыкальную прессу, которая начала восхвалять Portishead еще до того, как группа получила за него официальные награды. Успех этого альбома во многом повлиял на формирование музыкальных вкусов в Бристоле, в 1994, еще до того, как термин трип-хоп обрел популярность.
Это «Бристольское звучание», рождалось из смеси музыкальных ингредиентов, которые включали современный хип-хоп, музыку из 60-х, даб, соул, джаз, и блюз. В музыке Portishead’а точно была какая-то магия. Трек «Glory Box», является хорошим примером, показывающим, насколько сложно однозначно определить музыкальный стиль группы. Внутри композиции нет никаких переходов или смены жанра, только увлекающая за собой атмосферная мелодия.
Portishead оказались на острие тренда, их звучание могло бы стать примером для подражания для многих музыкантов того десятилетия, стремящихся связать воедино разрозненные мотивы различных музыкальных направлений. Кроме того, опыт Portishead доказал, что сэмплированная музыка имеет право на жизнь, наравне с множеством традиционных жанров, воссоздавая у слушателя единую структуру музыкального повествования, в какой-то степени, основанного на человеческим опыте конкретного слушателя.
Одно из ключевых преимуществ сэмплированной музыки заключается в том, что она обращается напрямую к внутреннему миру каждого слушателя и формирует в его восприятии принципиально новое музыкальное измерение. Это новое измерение является контекстом, который оказался насколько же важным, как и сама мелодия, гармония, ритм и стиль произведений. Музыкальная тема «Glory Box» опирается на сэмплы, заимствованные из трека Исаака Хейса (Isaac Hayes) «Ike’s Rap 2», связанные собственными партиями, причем проникновенный вокал Бэт Гиббонс, звучит так, будто её голос тоже «сэмплирован».
В композиции хорошо слышен Эдриан Атли, его рычащие и визжащие гитарные партии добавляют музыке тревожности, и лишь благодаря усилиями мульти-инструменталиста Джеффа Бэрроу и его безупречному восприятию жанра, все изумительным образом сливается воедино. Фирменное звучание Portishead присутствует во всей красе, как в этой песне, так и во всем альбоме. Portishead отлично понимают свою музыку, что позволяет им найти точки соприкосновения между исходным материалом и музыкальными интересами каждого участника.
Им настолько хорошо удалось соединить всё это в единое целое, что слушателю трудно различать составляющие трек части, даже если он задался такой целью.
Но есть и другая причина особой «кинематографичности» этого трека. В Glory Box изначально заложена возможность быть использованной в других контекстах. Нечто подобное используется в кино и телевидении. Такой подход позволил создать музыкальную форму, которая не воспринимается слушателем как набор семплов, уже слышанных ими ранее. «Glory Box» размывает грани между старым материалом и новым, и переносит результат слияния в принципиально новое эмоциональное пространство.
«Ike’s Rap 2», как и все другие «рэпы» в изначальном смысле этого термина, который Айзек Хейз определил в конце 60-ых / начале 70-ых, были, в основном, актёрскими выступлениями, дополненными инструментальным фоном. В «Glory Box» оставлен этот внутренний драматический подтекст, но к нему добавлена новая смысловая линия, создающая эффект многозначности. Эта новая линия – голос утомленной соблазнительницы, которая устала играть в любовь и находится в эмоциональной прострации. Она просит возлюбленного остановить её и позволить, хоть раз в жизни, побыть самой собой, вне каких-либо ролей.
Есть ещё один немаловажный факт. Как и у многих традиционно созданных поп-песен, у Glory Box существует реальное эмоциональное наполнение. На повествовании (тексте песни) может быть основан небольшой фильм. В конечном счете, как и многие другие поп-песни, этот трек о поиске привязок в человеческом опыте, помогающих наладить связь с аудиторией. Несмотря на сложную структуру песни в техническом плане, и учитывая, сколько внимания было уделено деталям, позволяющим безупречно совместить заимствованный материал с частями, созданными группой в студии… эта песня о любви! Любви, которая побеждает из-за человечности, заключенной в ней самой. «Glory Box» – это саундтрек к человеческой драме, основанной на внутреннем смятении и нелегком выборе между собственным спокойствием и помощью другому, с целью ослабить чужую боль. Кто сможет пройти мимо такого?
Portishead до сих пор активны, хотя и не часто радуют поклонников новыми релизами. Свежие новости о группе можно узнать на их официальном сайте portishead.co.uk
Фото: www.google.com
Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉
Оставить комментарий