автор обзора — Максим Кислый
Всё по-новому.
Каждый раз, когда я берусь слушать что-то новое, меня раздирают две банальные мысли:
1) а что, если это очередной проходняк, или, что много хуже, очередное уберконцептуальное дерьмище с претензией на величие в веках?
Или вот так:
2) а вдруг это то самое, к чему не готов наш безмозглый мирок и это найдет своего слушателя только спустя время?
Так вот, нет и нет!
Спустя долгие девять с небольшим лет, легендарные провокаторы, максимально понимающие актуальность музыки как то, что должно быть не всего лишь трендовым, не только модным, но диалогом, формирующим единое понимание нашего мира у каждого готового слушать, плюс, реализуя извечное желание «пошалить», которое присуще всем творческим единицам, выдают нам поистине неоднозначный, в меру тяжелый, в меру агрессивный (ох, тут многие поспорят, если вслушаются), но бесконечно философский, слегка омоложенный и, наконец-то, одноименный новый альбом — Rammstein.
Вообще, позвольте ещё одну короткую преамбулу. По моему скромному мнению, у каждого альбома данного коллектива есть своя витиеватая структура: обязательно 3-4 боевика, пара песен, которые не станут популярными точно, но всё равно прекрасно дополняют альбом, одна акустическая (или с налётом акустики) вещь, и 2-3 провокационных трека, которые могут быть супер хитами ( Mann gegen Mann, Dalai Lama и т.д.), а могут и не быть ( Kokain, Bestrafe mich). Всё вместе это, с погрешностью в 1-2 трека, и становится альбомом, который ждут, будут знать, помнить, уважать и ещё долго анализировать (если не лень будет). Но вернемся же к альбому.
Вслушиваться в него было приятно. Начинаясь с, объективно, самой распиаренной композиции на альбоме, трек как будто подготавливает нас к чему-то, ведет нас по концептуальному лабиринту, выстроенному саундпродюсерами и командой. Deutschland была первой ласточкой, как-бы намекающей на общее настроение и тематику альбома.
Так о чем же альбом? О нас. О всех и каждом, о тех, кто за и о тех, кто против. О морально здоровых и больных, о тех кому есть что сказать и о тех, кто промолчит. Так бы хотелось сформулировать тематику альбома. Нас просят пройтись по самым глубоким далям истории, чтобы испытать нас, посмотреть какие мы на самом деле. Через призму событий прошлого станет ясно, кто мы сейчас, делаем ли мы то же, что и много лет назад… И, похоже, что да. Каждый понимает всё по-своему.
Слыша ритмику и посыл композиции Radio, сразу просится сравнить наше мышление с мышлением людей не такого далёкого советского прошлого. Ты начинаешь «видеть ушами», только сейчас вместо радио, или вместе с радио, на подмогу здравому смыслу пришел Telegram и множество неравнодушных людей в нем, готовых говорить честно, открыто, без цензуры.
Включаясь сходу в Zeig Dich, молниеносно понимаешь, что всё, о чем там говорится, можно встретить на наших улицах в наше время. Весь религиозный фанатизм, (хоть бы и Екатеринбург взять — сумасшествие строить храм там, где люди его не хотят видеть), упёртость и безальтернативность суждений — вот наши бичи, разгоняющие всё разумное вокруг.
Первый блок альбома очень силён. Но на этом я бы отчеркнул немного, пожалуй. Ибо следующая часть — это не совсем знакомый нам Rammstein — это уже что-то, что коллектив взял от времени, слегка угадывая с трендами и давая более юной или, если хотите, менее рокоориентированной аудитории пищу для прослушивания и обсуждения, при этом оставаясь собой.
Итак, да начнется блок два! Четыре трека непохожие друг на друга, как день и ночь. И вот здесь то и начинаются сложности трактовки (перевода, если хотите) и логической взаимосвязи композиций. Если в начале читается некая схожесть тематик — в основном риторически оплакивающих здравый смысл и всё вокруг него, то теперь на первый план выходят темы, созревшие на глазах всех и каждого нашего времени.
Начиная с пренебрежительной Ausländer, где хочется читать что то, относящееся ко всем приезжим, которые не несут ни какой пользы земле, на которую прибыли, а только высасывают блага и тепло из нее, наводя ужас на коренных жителей. Конечно, далеко не все такие, но это больная мозоль Германии сегодня и уже так лет 4-5, поэтому читается острота вопроса, поэтому аллегории (образ жиголо в песне) на эту тему и применены.
Композиция Sex, как мне кажется, это самоирония. Команда высмеивает некоммуникабельность и парадоксальную стеснительность, что является сегодня частью общества Германии, и речь не о музеях и свободе слова и воли. Речь о взаимоотношениях. Не секрет, что коренная Германия неукоснительно вымирает, как и большинство народов Европы, территориально ассоциируемых с известными нам странами, и живая подпитка нации это, как раз, мигранты всех мастей и волостей. Возможно (а именно это пришло после первого прослушивания), тут высмеивается исконная закрытость немцев в делах амурных. А может команда просто любит секс, да и всё, и сваяла добротный гимн коитусу. Может всё прозаичнее, чем кажется и не стоит искать сложное в простом… Стоп.
Ибо следующая композиция, как по мне, стоит всего альбома, является его апофеозом и так сильно напомнила мне Hilf mir (альбом Rosenrot), что я аж 4 раза трек переслушал. Мощь, посыл и нестандартный вокал Тилля Линдеманна что то взорвали в моём в сознании, что и заставило проникнуть в эту холодящую кровь историю брата с серьёзными психическими проблемами и сестры (как мне показалось — проститутки). А препараты, о которых часто говорит герой композиции, — это история в Европе довольно известная, ибо очень большой процент гиперактивных детей, детей-девиантов и просто детей с отклонениями в умственном развитии находятся на медикоментозном стимулировании, якобы, для их же блага, что в корне рушит их возможности реабилитации, если ситуация не опасная ( гиперактивность — не болезнь!). Сказать тут много не получается — надо всё прослушать. Очень уж харизматичная композиция, эта Puppe… Именно здесь Rammstein выплескивает самих себя до краёв. Это приступ — безумия, отчаяния, психического расстройства…И это чувствуется кожей.
Однако следующий трек ни сколько не жизнерадостней. Was Ich liebe повествует нам о человеке (или образе), саморазрушительном и уничтожающем всё и всех вокруг себя. Это внутренний страх, живущий в каждом. Страх первого шага, страх полюбить и нанести другому непоправимый вред. С этим живут миллионы. Недосказанность, внутренние терзания, безумное отчаяние — вот чем пропитана композиция. Любовь здесь — это боль, но не души, а горький неизгладимый шрам, оставляемый на каждом обжегшемся на ней. Так и чувствуется, как автор переживал такое, и, похоже, не раз.
Плавно переходя к той самой «композиции с налётом акустики» хочется сказать, что «Diamant» — официально самая глубокая, мелодичная и «живая» композиция с альбома. Оркестровая обработка — 10 из 10. Это очень взрослая композиция. Такое не может выстрадать подросток. Такое редко переживают молодые люди. И за ложной простотой текста кроется глубина страдания уже опытного человека. Понять композицию можно по-разному. Возможно, речь о живом человеке, любовь к которому нетленна, но быть с ним невозможно. Или же речь о почившем любимом человеке, и именно тогда можно попробовать трактовать текст как эпитафию, и начинает по-другому восприниматься аллегория к камню, что не умаляет всего вышесказанного о чувствах. Тут, как мне кажется, стоит спросить у самих музыкантов, что скрывается за столь трогательной композицией. Думаю, как и многое, что имеет место в лирике Rammstein, это очередная ретроспектива чего-то, что происходило с участниками коллектива.
Снова отчеркиваю. Снова меняется темп альбома и следующей композицией становится гимн всем «воображалам» (пардон за каламбур) Weit Weg. Песня о мечтателе, непостижимо далеком от собственных объектов мечтаний, но, в своём воображении, приближающим их к себе. Сложная композиция. она удел тех, кто вечно мечтает о чем то, но приблизить мечту в реальной жизни не получается или не возможно совсем. Это проблемная композиция. Она задает тон концу альбома, куда мы неукоснительно направляемся. Можно долго рассуждать на тему, поднятую в песне. Очень уж противоречива она, как по мне. Позволю каждому додумать самому, что ближе. Композиция среднего темпа, но с намеком на подъем скорости повествования в дальнейшем. Что и, благополучно, происходит.
Ускоренными четырьмя четвертями врывается следующая композиция, которая может понравиться прожженным фанатам коллектива — Tattoo. Канонические ритмы в духе Links 2,3,4 плавно переплетены с напевностью в духе rosenrot. Комбинация ритмов и музыкального сопровождения дает приятный эффект, текст, повествующий, похоже, о странном человеке, помешанном на татуировках и с лёгкой долей фетишизма и маньячества, весьма лихо опевается, так что есть все шансы на хитовость. Но, как по мне, трек из тех двух — трёх малозаметных, что всегда есть в альбомах группы. Добротный, но слишком скомпилированный. Он мне понравился меньше всех. Но только пока. Возможно, всё изменится в лучшую сторону.
Последнюю композицию окрестили странным, не очень понятным словом Hallomann. Песня вроде про любовь, очарование, но не очень она, всё таки, на поверхности… Есть у меня одно очень косвенное подозрение про педофила, но, как многим, с кем я советовался, кажется, уж больно беспочвенны основания полагать так. Песня по стилистике очень похожа на композиции из 50х-60х годов, стилистикой текста так и вовсе на народный напев похоже. Последняя композиция мне понравилась больше предыдущей лишь умелым запутыванием, состоящим из проникновенного «полушепотного» (Старцев -привет!) куплета и мелодичного припева на уж больно расхожий мотив. Всё равно зацепило больше, чем Tattoo. О ней определённо стоит спросить коллектив — больно широкий поёт у фантазии больной моей начинается.
И…на этом всё. Ровно одиннадцать композиций. Каждая по-своему хороша. Каждая со свежим посылом. Каждую хочется пронести через время. И, возвращаясь к началу, хочется отметить — по совокупности изложенного, проходняком альбом даже и не пахнет. Да и не уберконцептуальное дерьмище это. Нет в нем видимого заряда на тематику. Это снова игра. Игра со зрителем (концерт), слушателем(ты, я и все мы) и читателем (снова те же).
Задав тематику началом альбома, коллектив плавно ушел от концепта и вернулся в проникновенное — в душу, внутрь себя. За это их и ценят. И порой, что бы не лезло на показ, это всегда интересно, остро, горячо, провокационно, свежо. Они снова не задают, но и не копируют тренды (хоть и чувствуется, что лирику, зачастую, писал не Тилль, да и налёт Штатов и Emigrate Рихарда очень чувствуется — но Rammstein всегда были близки к Штатам и взяли оттуда многое в творчество).
И ещё — эта музыка вышла как нельзя кстати (пункт 2). Я думаю, она останется уже чем то более ассоциируемым с реальным временем и событиями, чем всё то, что делал коллектив раньше. Пришло время меняться. Пришло время говорить о старом но снова. Пришло время смотреть на этот мир по-новому. Так что всё теперь по-новому.
Вот и коллектив держит «нос по ветру» и не боится перемен. Они, ведь, часть времени. А время сейчас очень любопытное…
Не стесняйтесь заходить к человеку, потратившему время и силы на шикарный обзор и благодарить!
Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉
Согласен практически с каждым словом в статье. Много раз встречал у людей реакцию отторжения при одном слове «Rammstein». В их представлении это что-то грубое, потное, неандерталистое. Небритый дядька, бегающий по сцене с фаллосом, и говнари-музыканты на заднем фоне. Проповедники гомосексуализма (Buck dich) и садо-мазо (Ich tu dir weh). Я склонен думать, что они не проповедники извращений, а зеркало, отражающее все «воспаления» нашего мира, как метко сказал автор, «в основном риторически оплакивающее здравый смысл и всё вокруг него». Многие видят только отражение в зеркале и понимают его буквально, не имея возможности или желания понять, что это зеркало, образ. Но к счастью,… Подробнее »